Главная » Материалы » СПО » Контентная фильтрация в школе (Часть 1)

Контентная фильтрация в школе (Часть 1)

В свете предоставления образовательным учреждениям высокоскоростного доступа к сети Интернет актуальным является организация контролируемого доступа учащихся и сотрудников школы к ресурсам всемирной паутины, а также фильтрации нежелательного контента.

Рассмотрим какие же способы организации контентной фильтрации доступны образовательным учреждениям.

  1. Локально на каждом персональном компьютере.

  2. Программа-фильтр устанавливается на компьютере, контролирующему доступ в сеть Интернет всех персональных компьютеров школы, входящих в локальную сеть образовательного учреждения.

Первый способ, несомненно, очень трудоемок и усложняет процесс администрирования программы контентной фильтрации, так как контролировать список доступа к ресурсам необходимо на каждом ПК. В большинстве случаев такую фильтрацию может отключить поользователь самостоятельно, владеющий минимальными навыками работы с ПК.

Схема локальной сети кабинета информатики

(Схема локальной сети образовательного учреждения без использования котролируемого доступа в сеть Интернет)

Второй способ требует от системного администратора более высокого уровня квалификации, так как он подразумевает администрирование школьного сервера. Но при таком способе организации контроля доступа к ресурсам сети Интернет ни одна машина не может миновать программу-фильтр, установленную на сервере. Также контролировать список доступных или запрещенных ресурсов нужно в единственном числе.

Схема локальной сети кабинета информатики

(Схема локальной сетиобразовательного учреждения с использованием котролируемого доступа в сеть Интернет)

Рассмотрим второй способ более подробно. Такой способ позволяет обеспечить доступ в сеть Интернет всех сотрудников и учащихся образовательного учреждения через один общий канал.

В соответствии с требованиями надзорных органов руководители многих образовательных учреждений пришли к выводу о том, что необходима:

  1. организация разграничения прав доступа к ресурсам сети Интернет для различных групп пользователей локальной сети образовательного учреждения;

  2. фильтрация трафика на основе «черных» и «белых» списков;

  3. ведение электронного журнала работы пользователей в сети Интернет, доступного через веб-интерфейс, создаваемого автоматически на основе отчета о работе прокси-сервера.

"Белые списки" - подразумевают перечень ресурсов, доступ к которым разрешен. Несомненно, что "Белые списки" для образовательного учреждения должны содержать только те ресурсы, которые отвечают образовательным задачам школы.

"Черные списки" - подразумевают перечень ресурсов доступ к которым запрещен.

Какое-же программное обеспечение выбрать для организации контролируемого доступа в сеть интернет? Интернет изобилует предложениями о программах, для фильтрации трафика, но в большинстве своем это коммерческие решения, требующие покупки дорогостоящих лицензий. Также такое ПО предполагает установку на ОС Windows, что в свете перехода образовательных учреждений на СПО не совсем актуально.

Но зачем же покупать то, что и так уже есть у школы? А именно:

  1. Альт Линукс 5.0 Школьный Сервер.

  2. Прокси-сервер squid /предустановлен в Альт Линукс 5.0 Школьный Сервер/.

  3. Программа для фильтрации трафика redirector, способная обеспечить различный уровень доступа пользователей, фильтрацию контента на основе "черных" и "белых списков".

  4. Генератор отчетов  работы прокси-сервера SARG (Squid Analysis Report Generator) - позволяет создавать электронный журнал работы пользователей в сети Интернет автоматически.

Таким образом образовательные учреждения имеют полный набор средств и инструментов, для организации контентной фильтрации.

Продолжение читаем здесь:

Контентная фильтрация в школе (Часть 2)
Контентная фильтрация в школе (Часть 3)